Пост-таможенный аудит и необходимость его эффективной работы в Украине

Пост-таможенный контроль и аудит придают целостность контрольным действиям таможни по обеспечению соблюдения законодательства, а также позволяют сократить административную нагрузку на бизнес на этапе декларирования товаров. Пост-контроль позволяет сконцентрировать контроль фискальных органов на наиболее сомнительных операциях, учитывая доступность более широкого спектра информации, которая появляется после таможенного оформления.

Согласно Киотской конвенции об упрощении таможенных процедур, а также Таможенному кодексу ЕС, нормы которого Украина должна имплементировать в национальное законодательство в соответствии с Соглашением об Ассоциации, таможенный аудит должны выполнять таможенные органы. Несмотря на это, с 2013 года функция таможенного аудита передана в главные управления Государственной фискальной службы в областях.

Если в развитых странах пост-аудит обеспечивает 30 % таможенных платежей, то в Украине этот показатель не дотягивает и до одной сотой процента. Об ослаблении таможенного аудита говорит статистика: в 2012 году в бюджет от таможенного аудита было уплачено более 100 млн. грн., в 2014 — 44,7 млн., в 2016 — 19,2. Также если говорить о количестве проверок, то, например, документальными плановыми проверками ГФС в 2015 году было охвачено 0,2 % субъектов внешнеэкономической деятельности, в 2016 — 0,1 %, в первом квартале 2017 г. — 0,04 %.

При штате 137 таможенных аудиторов в 2016 году было проведено 382 проверки, доначислено 842,6 млн. грн., из которых согласовано 76,6 млн. грн., а фактически в бюджет уплачено 19,2 млн. грн. То есть, в прошлом году из всей суммы доначисленных платежей в бюджет страны поступило чуть больше 2 %.

Причинами таких результатов являются, с одной стороны, невнимание к развитию таможенного аудита в организационном, нормативно-правовом, информационно-техническом, а также кадровом плане. С другой стороны, очевидна неэффективная работа системы оценки рисков, неэффективное планирование, необоснованность доначислений, которые оспариваются в судебном порядке.

Учитывая, что современная таможня — это в основном автоматическая регистрация деклараций и автовыпуск (без участия инспектора) товаров, приоритетность развития пост-таможенного контроля также не вызывает сомнений.